ОПОРА РОССИИ
Карачаево-Черкесское Региональное отделение
8 (878)
226-43-03
Россия, КЧР, г. ЧЕРКЕССК, ул. Горького - 8
ВСТУПИТЬ В ОПОРУ РОССИИ

Делегация предпринимателей членов Опоры России из КЧР с деловым визитом посетила регион Турции город Эрзерум. Проехав на автомобилях дорогу через перевал Верхний Ларс, описанную великим русским поэтом А.С. Пушкиным в повести «Путешествие в Арзрум», 16 октября делегация достигла крупнейшего северо-восточного города Турции Эрзерума. 17 октября делегация была принята в здании Торговой биржи Эрзерума (ТБЭ). Перед предпринимателями выступили по очереди Глава Торговой биржи Эрзерума Хаккы Хыныслыоглу, Глава Совета Торговой биржи Эрзерума Мехмет Акгюн и Председатель Опоры России КЧР Али Пиляров. Во время выступления были поименно представлены все присутствующие в зале предприниматели. На бизнес-форуме так же присутствовали предприниматели из Болгарии.

После окончания выступлений гостям было предложен кофе-брейк, а затем были проведены двусторонние переговоры между заинтересованными предпринимателями.

На следующий день гостей из КЧР принял у себя в кабинете губернатор Эрзерума Мехмет Секмен. Господин Секмен рассказал об инвестиционной привлекательности региона и сам провел экскурсию по городу Эрзерум. Эрзерум крупнейший областной центр северо-восточной Турции, который всегда славился своей богатой историей. Этот город очень богат достопримечательностями историческими и современными. 

 Следует отметить, что все расходы, связанные с проживанием гостей, администрация Эрзерума взяло на себя. Щедрость и благородство «дадашев», так называют эрзерумцев в Турции, известна по всей Турции. Делегация предпринимателей членов Опоры России КЧР благодарит за теплый прием администрацию Эрзерума и лично господина Мехмета Секмена, а так же представителей Торговой биржи Эрзерума.

 

Инновационное развитие России:

   проблемы становления и перспективы развития…

 Особенности современного этапа развития мирового сообщества проявляются в интеграции хозяйственной деятельности и глобализации экономического пространства, что приводит к обострению конкурентной борьбы на мировом рынке, в результате чего, улучшение социально-экономического положения происходит исключительно в наиболее эффективных странах.

   Самым действенным методом конкуренции с конца XX века стало использование интеллектуального ресурса во всех сферах хозяйственной деятельности. В связи с чем, формируется система его воспроизводства и коммерциализации в рамках национальной экономики.

    Необходимость перехода России к инновационной модели функционирования сопряжена с нарастающими противоречиями в эффективности существующей модели развития, отсутствием значительной диверсификации экономики, и в конечном итоге с существенной зависимостью государственной политики России от конъюнктуры рынка природных ресурсов.

    Смена модели развития – разнонаправленный процесс, поэтому государственное регулирование инновационного развития страны должно быть выстроено с учетом особенностей интеллектуального ресурса:  неограниченность ресурса требует ориентацию не на управление  функционированием, а на управление развитием;  положение инновационной среды на границе между наукой, экономикой и промышленностью требует высокий уровень меж секторального взаимодействия; интеграция человеческого капитала и развитой промышленной базы должна происходить на основе сетевых и потоковых составляющих;  наличие тесной корреляции между экономическим состоянием общества, масштабом стоящих перед ним задач и возможностями их решения определяет участие в формировании инновационных процессов механизмов рынка; как результат – решение предпринимателя в области нововведений основывается на спросе на новшества большинством хозяйствующих субъектов, экономики в целом, а не предложениях со стороны науки, что определяет необходимость целенаправленного воздействия государства на факторы развития  этого процесса, путем создания технологических, интеллектуальных, структурных, институциональных, мотивационных предпосылок инновационного типа экономического роста;  зависимость дифференциации инноваций от конъюнктурных колебаний определяет необходимость государственного регулирования инноваций на основе поощрений нововведений, модифицирующих, улучшающих технику и технологий без кардинального их изменения, в период пика роста. В периоды кризиса – на основе стимулирования радикальных нововведений, позволяющих выйти на качественно новый виток экономического роста.

   К проблемным точкам, сдерживающим развитие инновационной деятельности в России, можно отнести следующие:  несовершенство законодательной базы… Открытыми остаются вопросы законодательного закрепления понятийного аппарата инновационной деятельности; принятие закона об инновациях; использование норм общегражданского законодательства при формировании инновационной инфраструктуры; отсутствие законодательно закрепленного статуса научного работника, мер его социальной защиты; меры стимулирования создания и деятельности малых инновационных предприятий; постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности; механизм комплексного нормативно-правового регулирования вопросов инновационной политики; усовершенствование законодательства о госзаказе; урегулирование законодательных норм по прямой и косвенной финансовой поддержке науки со стороны научных фондов; противоречивость законодательства, регулирующего коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.

  При этом несовершенство законодательной базы увеличивает риски ведения бизнеса, который по своему характеру уже считается высоко рисковым, что отражается на объемах инвестирования негосударственного сектора.  низкий уровень финансирования науки Недостаточное участие негосударственного сектора; характер предпринимательской деятельности, не предусматривающей инвестиции с длительным периодом окупаемости, проблема «длинных денег» банковского сектора; относительная доступность зарубежных технологий; дефицитное финансовое обеспечение науки в течение длительного времени либо её обеспечение по остаточному принципу создают условия физического и морального устаревания материально-технической базы сектора науки. Это формирует предпосылки низкоэффективной работы исследовательской и опытно-конструкторской сферы.

   Вопрос финансового обеспечения науки поднимает проблему бюджетной политики, эффективности освоения бюджетных средств, проблему коррупции, проблему конкурсного распределения тендеров.  демографическая политика Негативную тенденцию имеет динамика общей численности населения, численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике; проявляется тенденция старения трудовых ресурсов, сильная дифференциация населения по уровню доходов, наличие значительной прослойки населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума.

   Существует проблема социальной незащищенности научного сотрудника, вопрос регулирования миграционных процессов.  инновационная активность предприятий Достаточно низкий удельный вес российских предприятий, осуществляющих технологические инновации, одновременно с закупкой высокотехнологичной продукции за рубежом стимулирует развитие зарубежного высокотехнологичного производства .

  Относительно закрытый доступ предприятий к разработкам, выполненным за счет бюджетного финансирования, и ориентация предпринимательского сектора на проекты со сроком окупаемости до трех лет также характерны для текущей ситуации. Имеют место также такие проблемы: конкурентоспособность образования … Проблема соответствия российского образования современным требованиям глобальной конкуренции и мобильности рабочей силы, проблема кадрового состава вузов, проблема ротации преподавательского состава, проблема старения материально-технической базы вузов…  Уровень развития инновационной инфраструктуры -  Отсутствие существенного спроса на отечественные инновационные разработки… Проблема  развитие института венчурного финансирования, -  низкая восприимчивость сектора науки к современным требованиям к уровню технологий (как результат - разработка технологий, которые на конечной стадии своей реализации полностью исчерпывают свой инновационный потенциал - прямая связь с моральным устареванием материально-технической базы сектора науки) … Проблема    эффективности  государственного управления  - Проблема эффективности законотворчества, бюджетного финансирования, контроля бюджетного исполнения, налогообложения, - централизации, излишний бюрократизм и излишняя численность государственных служащих,-  высокая доля коррупции… Проблема  уровня координации мероприятий государственной инновационной политики, - проблема рассогласованности и несвоевременности действия, как одна из причин снижения эффективности…  Экологическая политика - Воздействие данного фактора носит косвенный характер, однако обуславливает стабильность условий осуществления хозяйственной деятельности.

   Можно отметить наличие как минимум трех наиболее острых экологических проблем: угрожающее загрязнение водных ресурсов, несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления, чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и функционирования автомобильного транспорта. Формируются цепочки влияния фактора экологии: экология – здоровье человека – качество трудовых ресурсов – производительность труда – инновационное развитие; экология – условия хозяйствования – отвлечение финансовых ресурсов на восстановление среды обитания – инновационное развитие.

   Следует отметить, что указанные проблемные сферы находятся в тесной зависимости, что говорит о необходимости использования комплексного подхода при их решении, а также о наличии множества рычагов воздействия, что определяет широкие возможности государственного регулирования.

   Перспективы развития инновационной экономики в России можно определить на основе таких составляющих, как заинтересованность органов государственной власти в реализации данного направления развития, возможности национальной экономики по смене модели развития, геополитическая конъюнктура. Сопоставительный анализ Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год и Американского плана возрождения и реинвестирования 2009 года указывает на ориентацию антикризисных действий Правительства РФ на обеспечение социальной стабильности. В то время как программа США предусматривает в большей степени развитие стратегических интересов: снижение энергозависимости, развитие науки.

   Однако приоритет инновационного развития РФ заложен в других подзаконных актах: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года», -  предусматривающих достижение целевых ориентиров .

   Целевые ориентиры социально-экономического развития России…

 Возможности национальной экономики могут быть значительно ограничены низким уровнем конкурентоспособности сектора производства с возрастающей ролью сектора услуг. Это говорит о формировании «виртуальной экономики», однако для успешной реализации инновационной модели развития необходима развитая производственная база.

    Современное геополитическое положение указывает на то, что в США может быть сосредоточено производство знаний в области военных технологий, медицинской и космической продукции, при этом ключевыми факторами развития экономики останется наука, образование, здравоохранение. В Европе существенные трудности вызывает проблема старения кадров. Это значительно увеличивает демографическую нагрузку и требования к исполнению социальных обязательств. Как результат можно ожидать снижение темпов инновационного развития и активизацию в области миграционной политики, развитие грантовых программ.

 Отдельного внимания заслуживают модели развития Индии, Китая, Бразилии.  Таким образом, многообразие проблемных сфер становления инновационной экономики ставит перед Россией задачу по использованию комплексного подхода в их решении одновременно с «точечной» настройкой экономики. При этом существенное влияние на темпы изменения модели функционирования будет оказывать возрастающая мировая конкуренция и постепенное вытеснение традиционных источников топлива. …